Сегодня балкеры составляют 40% мирового торгового флота и варьируются в размерах от минибалкеров-однотрюмников до рудовозов дедвейтом свыше 360000 тонн. Различны они и по способу погрузки/выгрузки и хранению груза: одни зависят от береговых кранов и портовых сооружений, другие имеют собственные краны и системы погрузки/выгрузки, а некоторые даже способны упаковывать груз при погрузке.
Классификация в соответствии с размерами
- мини-балкеры с дедвейтом до 10000 тонн предназначены в основном для каботажного плавания и по внутренним путям;
- seawaymax - суда, максимальные размеры которых позволяют проходить водным путем Св. Лаврентия из Атлантического океана в Великие озера в Северной Америке. Максимальные размеры судов соответственно меньше:
Длина, м. до 225,6 Ширина, м. до 23,8 Осадка, м. до 7,9
- handysize дедвейтом от 15000 до 50000 тонн;
- handymax с дедвейтом от 35000 до 60000 тонн. Суда «хендимакс» обычно имеют длину 150—200 м.
- panamax названы так из-за ограничения в размерах судов, проходящих через Панамский канал:
Длина, м. до 294,13 Ширина, м. до 32,31 Высота, м. до 57,91 Осадка, м. до 12,04 Водоизмещение, тонн до 65000
- capesize из-за своих больших размеров не могут проходить через Суэцкий или Панамский каналы и огибают мыс Горн Южной Америки или мыс Доброй Надежды на юге Африки.
Классификация по виду перевозимых грузов
- универсальные способны перевозить любой навалочный груз;
- нефтерудовозы или ОВО — морские или речные грузовые суда, предназначенные для перевозки как наливных, так и насыпных грузов;
- рудовозы по конструктивным особенностям ничем не отличаются от обычных балкеров, но их отличают размеры;
- цементовозы предназначены специально для перевозки цемента, эти суда отличаются особенностями конструкции, большинство имеют систему самовыгрузки;
- зерновозы часто также выделяют в отдельную группу, так как некоторые судовладельцы используют определенные суда только под транспортировку зерна. Причин этому много: повышенная стоимость фрахта при перевозки зерна, отсутствие иного груза позволяет избежать частой замывки трюмов, особенности перевозки зерновых и др.